Что делать с бизнесом в кризис?

Кризис – это всегда стресс. В ситуации неопределенности принимать продуктивные решения крайне сложно.

Человека поглощает паника. Возникает ощущение потери чего-то привычного и важного. А если он при этом является владельцем бизнеса, человеку бывает еще более тревожно, потому что доходы снижаются, эмоции бурлят, а уровень личной ответственности за состояние бизнеса зашкаливает.

Почему так происходит?

  • Человек не предусмотрел варианты развития событий, не подготовил подушку безопасности на все случаи жизни.

  • Человек предусмотрел все, но не это. И если в этой ситуации он испытывает стресс, значит он не готов подстраиваться под резкоменяющиеся условия. Ему не хватает главного предпринимательского качества. И тогда каждый раз, когда условия будут меняться не только глобально на рынке (а как известно, кризисы в России происходят регулярно каждые 4-6 лет), но и локально в его бизнесе, он всегда будет испытывать стресс. И в итоге опустит руки, поставив на своем предпринимательстве жирный крест.

Важно понимать, что стресс – это неотъемлемая часть развития.

Главное качество предпринимателя

Далеко не всех ситуация кризиса неизбежно подкашивает. Как правило, те, кто уже имеет приличный предпринимательский опыт, в такой ситуации принимают решения одно за другим, прогнозируя последствия. Как им это удается?

За счет чего они не боятся действовать дальше?

Почему их эмоции не берут верх над анализом ситуации?

Что помогает им двигаться и даже зарабатывать многократно больше тех, чьи бизнесы умирают на глазах?

Это качество – адаптивность. Адаптивный привык разрабатывать план А, план Б и план Игрек. Он свободен в решениях, потому что его мозг так привык. Неадаптивный – привык останавливаться и замирать. Если человек по жизни (это касается не только бизнес-процессов) привык тормозить перед меняющимися условиями, он будет делать по привычке тоже самое в ситуации неопределенности в своем бизнесе.

Что делать:

  • выдохнуть (хочется отдыха – отдохнуть);

  • прояснить неопределенное (уточнить, в чем именно требуется решение);

  • расписать все возможные варианты, их альтернативы, положительные и отрицательные последствия (например, по принципу SWOT-анализа);

  • разработать план действий;

  • решить и внедрять.

Что мешает принимать продуктивные решения? Привычные стратегии действий, личные внутренние блоки человека, страхи разных масштабов.

Что делать?

Я выделяю 3 подхода к управлению событиями в кризис:

  • диверсификация (товара или услуг. Например, собственная экспертность в виде консультирования вместо продаж продукта, который отлично продавался до кризиса. Блогинг, тренерство, консалтинг, другой продукт, услуга)

  • утепление (усиление маркетинга на ту категорию клиента, которая не дошла до решения о покупке, но при первых признаках стабильности будет вполне готова. А также на всех клиентов, если для физических продаж нет ограничений, и спрос не атрофирован, а цена на рекламу падает)

  • якорение (касание холодных клиентов с целью посткризисных продаж – сбор базы с помощью подарка, подписки, бонуса. И далее постоянно касаться и утеплять с помощью контекстной рекламы, публикаций в сообществах, соцсетях).

Помните: в любой ситуации вы должны быть у клиента навиду. Спустя время, особенно в период диджитализации – глобального перехода рынка из офлайна в онлайн, мир не будет прежним.

Не выбравшись из кризиса сейчас, вы потеряете не только деньги, но и навык выбираться из кризиса всегда.


Если в управлении бизнес-процессами вам мешают личные проблемы, подумайте о тех, кто нуждается в вашем продукте. Таких людей много, независимо от кризиса. Даже если этот продукт вы еще не придумали – самое время действовать сейчас.

Литература на тему решений для бизнеса и жизни, о которых не придется жалеть:

  1. «Выживают только параноики» Эндрю Гроув

  2. «Думай медленно, решай быстро» Даниэль Канеман

  3. «Предсказуемая иррациональность» Дэн Ариэли

  4. «Решение по методикам спецслужб» Морган Джонс

  5. «Как не ошибаться» Джордан Элленберг

Автор статьи Алёна Ромашевская, профессиональный сертифицированный коуч личных и бизнес трансформаций.

"Я использую в работе симбиоз коучинга и психотерапевтических инструментов, что помогает выявлять ошибки сознания на пути к желаемому и трансформировать их в ресурс, запуская новые нейронные связи.

Моя цель - встроить в здоровую личность человека истинную мотивацию. Такую, которая дает не сиюминутный эффект, а запускает необратимую трансформацию личности".

Алёна проводит индивидуальный коучинг по темам:

  • преодоление блоков, тормозящих развитие;

  •  распаковка личности для бизнеса и соцсетей;

  • проблемы в вопросе самореализации.

Записаться на онлайн-консультацию можно по ссылке: https://taplink.cc/chuvstvodeya

Возврат к списку

Другие статьи по теме

от 0 р.

Финансовый кризис, который разыгрался в конце 2019 – начале 2020 года, обостренный пандемией, может стать испытанием для многих людей. Особенно тяжело тем, у кого малый бизнес. Ниже предложим несколько тем, где можно заработать, хотя бы во время вынужденного простоя. Самое простое направление в такой ситуации – это организация доставки продуктов и товаров.

от 0 р.

В своей статье мы подобрали для вас несколько бизнес идей, на которых можно заработать в кризис.

ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ

Получайте актуальные новости бизнеса, руководства,
информацию о франшизах
и многое другое!